avangard-pressa.ru

Раздел ПМ 4. Осуществление расчётных операций с использованием платёжных карт - Финансы

Тема 4.1. Основы функционирования карточных платёжных систем

Как и любые банковские операции, операции связанные с банковскими картами жестко регламентируются законодательством РФ.

Основной нормативный акт, где прописан порядок выпуска карт, операций с банковскими картами, порядок осуществления операций - это 266-П от 24.12.2004 г. "Об эмиссии банковских карт и операций совершаемых с использованием платежных карт".

Порядок бухгалтерского учета регламентируется 302-П от 26.03.20777 г. "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Дополнительно по банковским картам используются Положение 39-П от 26.06.1998 г. "О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ И РАЗМЕЩЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БАНКАМИ" и 54-П от 31.08.1998 г. "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (РАЗМЕЩЕНИЯ) КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ВОЗВРАТА (ПОГАШЕНИЯ)".

Дополнительно Центральный Банк рассылает Письма, Положения, Указания и Методические рекомендации.

Помимо государственного регулирования каждый банк разрабатывает для себя и своих филиалов внутрибанковские документы (Учетная политики, инструкция, регламенты), в которых содержаться:

- порядок эмиссии банковских карт

- эквайринг банковских карт

- порядок деятельности по распространению банковских карт

- порядок осуществления расчетов с использованием карт

- положения о закрытии и открытии счетов

- правила документооборота

- порядок учета и хранения карт и т.д.

Платежная карта

- специально средство платежа, в форме эмитированной пластиковой или иного вида карты, которая используется для перевода денежных средств со счета плательщика или со счета банка, с целью оплаты стоимости товаров и услуг, получение денег наличной форме и другие операции.

Согласно 266-П существуют 3 вида карт:

1. Расчетная (дебетовая) - предназначена для совершения операций в пределах установленной кредитной организацией - эмитентом суммы денежных средств за счет средств клиента или кредита.

2. Кредитная - операции осуществляются согласно условиям кредитного договора.

3. Предоплаченная - предназначена для совершения операций держателя и удостоверяет право требования по оплате товаров и выдаче наличных денежных средств.

Кредитные и расчетные карты выпускаются для физических и юридических лиц. А предоплаченная только для физических лиц.

Существует большое разнообразие банковских карт:

Ø по материалу

- бумажные

- пластиковые

- металлические

Ø по общему назначению

- идентификационные

- информационные

- для финансовых операций

Ø по механизму расчетов

- двусторонние системы

- многосторонние системы

Ø по категории клиентуры

- обычные

- серебряные

- золотые

Ø по характеру использования

- индивидуальные

- семейные

- корпоративные

Ø по сфере использования

- универсальные

- частные

- коммерческие

Ø по международной принадлежности

- международные

- национальные

- локальные

- карты действительные в одном учреждении

Ø по времени использования

- ограниченные

- неограниченные

Ø по способу записи информации

- графическая

- эмбоссированием

- штрихование

- чип

- магнитная полоса

- лазерная надпись

Хотя держателя карты называют владельцем, на самом деле собственником карты является банк-эмитент, и держатель обязан вернуть её банку по его требованию в течении нескольких дней.

Средства на счете карты принадлежат владельцу и банк не имеет права задержать выплату или запретить пользоваться ею, кроме как по решению суда.

Платежные системы, которые выпускают платежные карты, бывают

международными

:

- VISA (Приложение №...)

- MasterCard (Приложение №...)

а также

национальными

:

- Union Card

- Золотая Корона (Приложение №...)

- СТБ и т.д.

Схема расчетов банковскими картами включают следующих участников:

- оператор системы

- расчетный банк

- провайдер

- принципиальный член системы с собственным процессингом.

Держатели карт обслуживаются в пунктах выдачи наличными, на условиях определяемых банком участником сети.

Карты могут выдавать в рублях, либо в иностранной валюте.

Для клиентов могут использоваться различные схемы выплат комиссионных платежей, в зависимости от категории клиента, которую банк определяет самостоятельно.

Наиболее распространенные карты: VISA и Master Card.

Выпуск международных карт для физического лица является прибыльным сегментом карточного бизнеса. Основными принципами являются:

1) огромная инфраструктура приема этих карт;

2) возможность осуществления трансграничных переводов;

3) состоявшийся имидж карты.

Если выбирать между двумя системами, то, во-первых, на усмотрение клиента выбирается вид карты; во-вторых, выбор банка с какой системой работать.

На выбор карты часто влияет: имидж бренда, инфраструктура, скорость обслуживания.

Тема 4.2. Операции банка с платежными картами. Документооборот.

По одному счету клиента могут использоваться несколько карт.

Физические лица осуществляют с использованием банковских карт следующие операции [1]:

- получение наличные денежных средств в валюте Российской Федерации или в другой валюте;

- получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

- оплата товаров, работ, услуг в валюте Российской Федерации или в другой валюте;

- иные операции в валюте Российской Федерации, в которых законодательство Российской Федерации не устанавливает заперты;

- иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Юридические лица, ИП осуществляют с картами следующие операции [2]:

- получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации;

- оплата расходов в валюте Российской Федерации;

- иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации в отношении которых законодательством не установлен запрет;

- получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территорий Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;

- оплата командировочных и представительских расходов на территории Российской Федерации;

- иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Расчеты по указанным операциям могут осуществляться путем предоставления клиенту кредита.

Эмиссия банковских карт для физических лиц осуществляется кредитными организациями на основании договора.

Обязательные внутрибанковские правила, в зависимости от особенностей деятельности кредитной организации, должны содержать:

- порядок деятельности кредитной организации, связанной с эмиссией банковских карт, с эквайрингом платежных карт, с распространением платежных карт; при осуществлении расчетов по операциям, совершаемых с использованием платежных карт;

- систему управления рисками;

- описание документооборота и технологии обработки учетной информации об операциях;

- порядок хранения платежных карт;

- предоставление денежных средств клиенту в валюте Российской Федерации;

- иные процедуры.

Юридические лица могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета.

Кредитные организации при осуществлении эмиссии расчетных карт могут предусматривать в договоре:

- остаток денежных средств на банковском счете;

- лимит предоставления овердрафта;

- лимит предоставления кредита.

Основанием для составления расчетных документов являются

реестры платежей

или электронный журнал.

При совершении операций с платежной картой составляются документы на бумажном носителе или в электронной форме. Этот документ должен содержать:

- идентификатор банкомата;

- вид операции;

- дата совершения операции;

- сумма;

- валюта;

- сумма комиссии;

- код авторизации;

- реквизиты платежной карты.

Правилами платежной системы должны определяться [3]:

1) порядок взаимодействия между оператором платежной системы, участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) порядок осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы;

3) ответственность за несоблюдение правил платежной системы;

4) критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе;

5) порядок привлечения операторов услуг платежной инфраструктуры и ведения перечня операторов услуг платежной инфраструктуры;

6) применяемые формы безналичных расчетов;

7) порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, включая моменты наступления его безотзывности, безусловности и окончательности;

8) порядок сопровождения перевода денежных средств сведениями о плательщике в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае, если они не содержатся в распоряжении участника платежной системы;

9) порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы;

10) порядок осуществления платежного клиринга и расчета;

11) порядок оплаты услуг платежной инфраструктуры, являющийся единообразным в рамках платежной системы;

12) порядок предоставления участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры информации о своей деятельности оператору платежной системы;

13) система управления рисками в платежной системе, включая используемую модель управления рисками, перечень мероприятий и способов управления рисками;

14) порядок обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы;

15) временной регламент функционирования платежной системы;

16) порядок присвоения кода (номера), позволяющего однозначно установить участника платежной системы и вид его участия в платежной системе;

17) порядок обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств;

18) порядок взаимодействия в рамках платежной системы в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование операторами услуг платежной инфраструктуры, участниками значимой платежной системы оператора значимой платежной системы о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях;

19) требования к защите информации;

20) перечень платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, и порядок такого взаимодействия;

21) порядок изменения правил платежной системы;

22) порядок досудебного разрешения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры.

Правилами платежной системы могут быть предусмотрены другие положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы.

Правила платежной системы, за исключением правил платежной системы Банка России, являются договором. Правила платежной системы могут быть составлены в виде единого документа или нескольких взаимосвязанных документов.

В правилах платежной системы запрещается установление:

1) требований, препятствующих участию в платежной системе, не соответствующих требованиям части 10 статьи 21 настоящего Федерального закона;

2) требований к участникам платежной системы о неучастии в других платежных системах (условие об исключительном участии);

3) требований к участникам платежной системы об ограничении (запрете) осуществления между ними клиринга и расчета вне рамок платежной системы на основании договоров, заключаемых между участниками платежной системы, под ответственность таких участников;

4) требований к операторам услуг платежной инфраструктуры об ограничении (запрете) оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках других платежных систем (условие об исключительном оказании услуг платежной инфраструктуры);

5) минимального размера оплаты услуг по переводу денежных средств участниками платежной системы и их клиентами.

Оператор платежной системы обязан предоставлять организациям, намеревающимся участвовать в платежной системе, правила платежной системы для предварительного ознакомления без взимания платы, за исключением расходов на изготовление копий правил платежной системы.

Правила платежной системы, включая тарифы, являются публично доступными. Оператор платежной системы вправе не раскрывать информацию о требованиях к защите информации и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом.

Участники платежной системы присоединяются к правилам платежной системы только путем принятия их в целом.

Оператор платежной системы может в одностороннем порядке вносить изменения в правила платежной системы при условии:

1) обеспечения участникам платежной системы возможности предварительного ознакомления с предлагаемыми изменениями и направления своего мнения оператору платежной системы в установленный им срок, который не может быть менее одного месяца;

2) установления срока внесения изменений не менее одного месяца со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей части.

Правила платежной системы Банка России определяются нормативными актами Банка России на основании настоящего Федерального закона.

Особенности правил платежных систем, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Участниками платежной

системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи.

В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счета организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), и органы Федерального казначейства.

Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счета косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.

Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в платежной системе в порядке, установленном Банком России.

Платежная система является системно значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств с общим объемом на сумму и отдельными переводами денежных средств на сумму не менее значений, установленных Банком России;

2) осуществления в рамках платежной системы Банком России переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций и осуществлении операций на открытом рынке;

3) осуществления в рамках платежной системы переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

Банк России устанавливает следующие требования к системно значимой платежной системе:

1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков в режиме реального времени;

2) осуществление расчета в платежной системе в режиме реального времени или в течение одного дня;

3) осуществление расчета через расчетный центр, соответствующий требованиям финансовой устойчивости и управления рисками, установленным Банком России;

4) обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

5) соответствие системы управления рисками значимой платежной системы требованиям, установленным частью 8 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны гарантировать банковскую тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Банк в работе с банковскими картами создает отдельное подразделение, где работают менеджеры, кураторы, бухгалтера и контролеры. По каждой должности формируется обязательная должностная инструкция, где указываются права и обязанности каждого работника.

Куратор программы

из числа членов правления:

- осуществляет общее стратегическое руководство;

- утверждает кадровый состав и штатное расписание;

- разрабатывает бизнес-планы, осуществляет контроль за исполнением бизнес-плана;

- отвечает перед правлением банка за внедрение банковского продукта.

Карт - менеджер

:

- администрирует;

- осуществляет подбор специалистов;

- отвечает за осуществление операций и расчетов;

- разрабатывает политику безопасности, ведет клиентскую работу, мониторинг;

- организует продвижение продуктов.

Риск - менеджер

(сотрудник безопасности)

:

- осуществляет контроль и проверку клиентов;

- оценивает их платежеспособность;

- осуществляет мониторинг задолженности;

- организует обновление изъятых карт;

- отвечает за информационную безопасность;

- отвечает за претензии клиентов;

- поддерживает связь с правоохранительными органами.

Маркетинг - менеджер

:

- разрабатывает продуктовый ряд;

- разрабатывает сервис - стандарты;

- организует мониторинг рынка новых предложений;

- отвечает за уровень продаж;

- разрабатывает предложение по развитию бизнеса;

- участвует в рекламных компаниях;

- разрабатывает дизайн карт.

Менеджер по текущим операциям

:

- организует производство карт;

- работает с клиентами;

- вводит данные в информационные системы;

- отвечает за контроль и загрузку по счетам;

- выполняет авторизацию;

- формирует выписки по счетам.

Бухгалтер:

- разрабатывает документооборот по картам и проводки;

- ведет текущий учет всех операций;

- работает на межфилиальные расчеты и осуществляет сверку счетов;

- осуществляет финансовый мониторинг;

- рассчитывает и формирует резервы;

- формирует внутреннюю с внешнюю отчетность;

- следит за достаточностью средств на корреспондентских счетах в расчетных банках, отслеживает доходность операций и т.д.

Все вышеперечисленные участники участвуют в построении организационной модели карточного подразделения.

Оборудование для обслуживания платёжных карт.

Выбор и приобретение оборудования является одним из самых сложных вопросов. Оборудование является наиболее дорогостоящим элементом карточного бизнеса. Расходы составляют десятки и сотни тысяч долларов, такие расходы требуют взвешенного решения, особенно если учесть, что карточная программа при неграмотном планировании или реализации может оказаться убыточной.

Производственная цепочка в карточном бизнесе складывается из следующих звеньев.

А. Изготовление пластиковых карточек установленного в данной платежной системе формата с логотипом вашего банка.

Б. Персонализация карточки, то есть тиснение номера, фамилии и имени клиента, кодировка магнитной полосы и/или электронного чипа.

В. Открытие и ведение карточных счетов клиентов.

Г. Обработка операций по карточкам.

Д. Проведение расчетов по операциям.

Каждое звено в производственной цепочке работы с карточками требует своего оборудования.

А. Пластиковые карточки с магнитной полосой: обычно заказываются на одной из зарубежных фирм, и при партиях свыше 5000 штук стоимость одной штуки не должна превышать. 1-1,5 доллара, включая доставку, растаможивание и т.п. Следует также учитывать, что у компаний, производящих пластиковые карточки, их стоимость за штуку составляет порядка 0,5-0,б доллара. Довольно дорого стоят разработка дизайна и его цветовое исполнение, пригодное для изготовления карточек (до 2 000 долл.), а также доставка и растаможивание. Пластиковые карточки с чипом стоят на порядок дороже: от 5 до 20 долларов в зависимости от класса чипа.

Б. Персонализация (эмбоссинг) карточек включает в себя набивку (тиснение) номера карты и другой персональной информации и кодировку магнитной полосы. Персонализация магнитных карточек осуществляется на эмбоссере. Стоимость эмбоссера

- до 30 000 долларов. Карточки с чипом можно не эмбоссировать, если планируется работа по безбумажной технологии. В этом случае применяется графическая персонализация и электрическая кодировка чипа. Для этого существуют специальные графические персонализаторы.

В. Карточные счета обычно ведутся на персональном компьютере, однако при большом количестве клиентов возникает необходимость в дополнительных машинах или даже в организации локальной сети. Сетевой вариант предусматривает хранение основной базы данных на сервере. На рабочих станциях можно просматривать счета клиентов и проводить с ними операции.

Г. Как правило, отдельный компьютер необходим для проведения сеансов связи (обмена файлами данных с процессинговой компанией и расчетным бликом).

Отдельным вопросом является оборудование пунктов выдачи наличных денег. Это не представляет большой проблемы, если проведение данной операции предполагается только вручную. При таком варианте в отделение, кассу банка, обязательно оборудованные телефоном, необходимо только установить импринтер (прокатную машинку). Стоимость импринтеров колеблется от 20 до 30 долларов за штуку.

Если банк претендует на то, чтобы быть лидером автоматизации банковского дела, и готов вкладывать в это серьезные средства, то имеет смысл подумать о приобретении и установке банкоматов. Один банкомат стоит от 25 ООО до 50 ООО долларов и минимум 30 % процентов сверх стоимости потребуют доставка, растаможивание, установка и подключение.

Решение вопроса о приобретении оборудования для каждого из вышеперечисленных звеньев технологического процесса напрямую связано с общей стратегией банка в отношении карточного бизнеса. Выполнение любого из этих звеньев или всех вместе, вплоть до ведения карточных счетов, банк может по договору уступить центральной (региональной) компании или другому банку.

Импринтер

(англ. imprinter) — механическое устройство, предназначенное для оформления слипа при совершении операции с платёжной картой. В импринтер вставляется клише, на котором эмбоссированы идентификационные данные точки приёма. Пластиковую карту вставляют в импринтер и вкладывают слип. На слипе остаётся оттиск идентификационных данных точки приёма и карты клиента. (Приложение № ...)

Банкомат

(от банковский автомат, иногда ATM от англ. Automated teller machine) — программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизированных выдачи и приёма наличных денежных средств как с использованием платёжных карт, так и без, а также выполнения других операций, в том числе оплаты товаров и услуг, составления документов, подтверждающих соответствующие операции. (Приложение № ...)

Стоимость современного банкомата зависит от функциональности и производителя, может составлять от 15 до 50 тысяч долларов.

Хороший современный банкомат может производить практически все операции, которые выполняет обычно кассир банка: сообщить остаток средств на счете держателя карточки; выдать наличные деньги: принять наличные деньги; перевести указанную держателем карточки безналичную сумму на другой счет; давать отчет о движении средств на счете за определенный период времени; выполнять периодические платежи; представлять информационно справочные услуги. Кроме того, банкомат печатает квитанцию, подтверждающую проведение транзакции. Некоторые модели обеспечивают печать не только квитанции, но и выписки по счету, и записей в сберегательной книжке клиента. Печать производится по запросу клиента, который должен выбрать соответствующий пункт из меню и нажать на соответствующую клавишу. Последнее поколение банкоматов, выпущенных в США, может выполнять 125 различных функций. Банкоматы делят на универсальные (полнофункциональные) и специализированные.

Основное преимущество банкомата перед обычным кассиром - возможность круглосуточной работы. Поэтому банкоматы должны быть установлены в наиболее посещаемых местах, куда клиент платежной системы может попасть в любое время дня или ночи.

При выполнении перечисленных выше операций происходит обмен информацией между клиентом и платежной системой при посредстве банкомата. Этот обмен может осуществляться в одном из трех режимов:

- On-line (режим реального времени) - банкомат постоянно подключен к процессинговому центру, обмен информацией происходит непрерывно. В этом случае все необходимые данные о клиенте, движении средств и остатках на его счете могут находиться в процессинговом центре, все транзакции по карточному счету выполняются в реальном масштабе времени процессинговым центром.

- Off-line (автономный режим) - банкомат не имеет связи с процессинговым центром, и обмен информацией осуществляется с продолжительными интервалами, путем переноса информации на магнитных носителях. В этом случае возникает необходимость хранить данные о клиенте, движении средств и остатках на его карточном счете в самом банкомате. Транзакции по карточному счету также регистрируются и накапливаются в банкомате, и лишь после переноса информации в процессинговый центр, производится пакетная обработка этих транзакций и корректируется состояние карточного счета клиента. В режиме off-line проверки производятся с использованием автономной базы данных банкомата. В этом случае обычно устанавливается суточный лимит снятия наличной суммы, которая может быть меньше величины обязательного неснижаемого остатка по карточному счету клиента.

Квази on-line - банкомат связывается с процессинговым центром по каналам связи, но связь не поддерживается непрерывно, а осуществляется по некоторому расписанию. Различают системы с дозвоном от банкомата в процессинговый центр или с обзвоном банкоматов процессинговым центром, а также системы с обзвоном/дозвоном по расписанию (например, каждый час или каждые два часа) и системы с дозвоном по мере необходимости, т. е. при осуществлении транзакции.

После загрузки карты в карт-ридер банкомата держателю карты предлагается ввести секретный код (ПИН-код) для авторизации картодержателя. Далее предлагается выбор доступных операций (при выборе операции также может запрашиваться ПИН-код: это зависит от конкретных настроек конкретного банкомата). После выбора операции банкомат шифрует полученную информацию (содержимое магнитной полосы/чипа, введенный ПИН-код. запрошенную операцию) и передает данные в процессинговый центр банка-эквайера (банка, обслуживающего банкомат).

Банк-эквайер отправляет в платежную систему запрос на проведение операции. Платежная система маршрутизирует запрос вбанк-эмитент (банк, выдавший карту) и, получив согласие либо отказ (код авторизации), "передает банкомату команды на выполнение или отклонение запроса. При этом все действия по отправке запроса, обработке ответа на запрос, выдаче/приему денег из кассет фиксируются, что позволяет провести расследование в случае, если операция оспорена.

Так как ПИН-код известен только держателю карты, операции, подтвержденные ПИН-кодом. считаются выполненными непосредственно держателем карты.

POS-терминал (от aHrn.PointOfSale — точка продажи) — это торговый терминал (программно-аппаратный комплекс для торговли или АРМ кассира), установленный на месте, где кассир осуществляет приём платежей от клиентов. (Приложение № ...)

Операции с карточками относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности.

Доходы от эмитирования карточек складываются из взимаемых с клиента:

- ежегодной ставки за выпуск карточки и обслуживание счета (сервисная ставка);

- процентной ставки по карточному кредиту;

- комиссии за операции выдачи наличных денег:

- комиссии за операции безналичной оплаты в коммерческой сети;

- комиссии за конвертацию, если ее будет осуществлять ваш банк, для мультивалютных (российских) карточек;

- комиссия за интерчейндж;

- штрафные сборы за нарушение условий договора.

Основной источник доходов от эмитирования карточек составляет процент пс карточному кредиту, который взимается с владельца карточки при продлении кредита за пределы льготного периода.

Комиссия за интерчейндж равна определенному проценту от суммы торговых счетов.

Штрафные сборы за нарушение условий договора могут взиматься в случае просрочки при уплате очередного взноса в погашение задолженности, за утерю карточки и др.

Расходы по организации и реализации карточной программы складываются из следующих крупных блоков.

- вступительный взнос в платежную систему, консультации по организации и разработке бизнес-плана, обучение сотрудников;

- приобретение пластиковых карточек и оборудования;

- приобретение или оплата создания компьютерной программы ведения карточных счетов, обучение работе с ней;

- оплата расходов, связанных с обработкой операций (процессингом);

- расходы на рекламу, информирование клиентов;

- зарплата сотрудников отдела банковских карточек.

Итак, успех банка в области банковских карточек основывается на:

- работе с клиентами;

- компьютеризации;

- бухгалтерии (организации расчетов).

Если банк занимается эквайрингом, то главной позицией по доходам является комиссия, взимаемая с предприятий торговли и услуг. Она представляет собой фиксированный процент от суммы операций, определенный в договоре.

Другая позиция, позволяющая получать доходы, это использование средств, хранящихся на депозитном счете торговца.

Каналом доходов от эквайринга являются поступления от продажи или сдачи в аренду торговцу оборудования по обслуживанию операций с использованием пластиковых карточек.

Расходы от эквайринга складываются из следующих позиций:

- оборудование;

- программное обеспечение;

- расходные материалы;

- плата за процессинг;

- авторизация;

- заработная плата сотрудникам;

- маркетинг.

Банк может закупать оборудование по обслуживанию пластиковых карт; импринтеры. электронные терминалы, и сдавать его в аренду или перепродавать предприятиям коммерческой сети, получая прибыль.

Для проведения авторизации необходимо оборудовать рабочее место операциониста, приобрести программное обеспечение для доступа к авторизуемой базе.

Другие виды расходов эквайринга аналогичны тем, которые несет банк при эмиссии карт - по процессингу, маркетингу, расходы на выплату заработной платы сотрудникам.

[1] п.2.3, 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"

[2] п.2,5, 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"

[3] Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"