avangard-pressa.ru

Раздел С. Обрабатывающие производства - Хозяйство

Класс 10 Производство пищевых продуктов

Подкласс 10.2 Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков;

Группировка 10.20 Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков;

Группировка 10.85 Производство готовых пищевых продуктов и блюд.

По мнению автора, в итоговых годовых статистических отчётах следует раскрывать статистику рыбной промышленности по каждой из её отраслей (добывающей и обрабатывающей) и в едином разделе. Необходимо указывать сведения по вспомогательным производствам.

Чем чревато отсутствие точной и доступной статистической информации? После разрыва межотраслевых связей в начале 90-х годов ХХ века, рыбопереработка находилась в «забвении», выживала. Резко снизились российские уловы. И в настоящее время, в ряде регионов рыбопереработка находится в тяжелейшем состоянии, а рыбодобыча сохранилась, но не восстановилась в прежних объёмах.

Для полноценного выполнения политики импортзамещения, необходима, на основе доступных, по возможности развёрнутых статистических данных, оценка эффективной работы рыбного хозяйства в целом, а для этого требуется анализ деятельности отраслей рыбной промышленности и рыбоводства. Отраслевая аналитика необходима не только специалистам федеральных ведомств, но и независимым экспертам и компаниям, занятым маркетинговыми исследованиями, т.к. рыночная экономика вбирает в себя большое количество сопряжённых отраслей.

Несмотря на вклад российских предприятий рыбного хозяйства в экономику страны и продовольственную безопасность, результаты видов экономической деятельности рыбной области незаслуженно обходятся стороной и не отражены в полной мере в сборниках Росстата. Без достоверных статистических данных не представляется возможным делать прогнозы, отслеживать тенденцию развития отраслей.

Для экономического анализа рыбной промышленности и рыбоводства, необходимо раскрытие статистической информации всех видов деятельности. Для этого требуется в статистических отчетах выделить отдельный раздел «Рыбная промышленность», где будут отражены показатели отраслей: «Рыболовство», «Обрабатывающие производства рыбной промышленности», «Вспомогательные и обслуживающие производства рыбной промышленности», «Рыбоводство».

Необходимо отображать «очищенную» отчётность по производству и стоимости, исключить двойной счёт.

Планирование и прогнозирование в рыбном хозяйстве

Планирование и прогнозирование, как непрерывные процессы установления, уточнения и конкретизации целей развития рыбного хозяйства, его структуры, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации и распределения, существующих и выявления скрытых резервов, нуждаются в свою очередь, в развитии существующих способов и методов планирования и прогнозирования.

Планирование, являясь одним из основных групп звеньев хозяйственного (рыночного) механизма,[470] является и одним из основных звеньев организационного механизма проявляясь на макро-, мезо- и микроуровнях. Развитые организационные механизмы хозяйствования важны на каждом уровне, в совокупности они дополняют друг друга, образуя синергетический эффект. Эффективность рыбного хозяйства напрямую зависит от состояния организационных механизмов хозяйствования на федеральном (макро-), региональном/муниципальном (мезо-), на уровне предприятий (микро-) уровнях. Организационный механизм хозяйствования на всех уровнях следует рассматривать как единую систему с конечной целью – рационального, структурированного, комплексного и эффективного развития рыбного хозяйства.

В документах нашло отражение планирования на уровне государственного регулирования (косвенно в рыбном хозяйстве), следующим образом:

1) согласно гл. V, ст. 20 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120), «Правительство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия»[471];

2) согласно гл. VI. («Механизм реализации Концепции»), «Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года», её реализация предполагает «обеспечение скоординированности мероприятий по ресурсам, срокам и этапам преобразований»[472]. Сам документ содержит: наименование мероприятий, виды документов, указание сроков и ответственных исполнителей.

Исследования нормативно-правовой базы установили тот факт, что состояние современного планирования и прогнозирования рыбного хозяйства являются слабыми звеньями в системе государственного управления. Несмотря на принятые: федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах»[473], Государственную программу РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса»[474], «Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»[475], «Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»[476], «Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»[477], и другие, все эти программы по большей части содержат «обоснование» распределения денежных средств из бюджета и показатели, на которые отрасль выйдет, если указанные средства вложить.

Стратегическое планирование и прогнозирование, как определение стратегических направлений, темпов и пропорций структурной политики развития рыбного хозяйства и его важнейших подотраслей, включено в виде элементов в функциональный механизм реализации федеральной целевой программы (ФЦП) повышения эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса. Несмотря на указанные цели и задачи, перечисленные в программах показатели фактически не могут быть достигнуты, с учётом объёмов улова, т.к расчёты по производству содержат двойной учёт, а с учётом технологических потерь, показатели среднедушевого потребления не соответствуют факту. Это в целом задаёт неверный вектор прогнозного развития.

Тот факт, что нет резкого увеличения выпуска готовой продукции, а квоты по некоторым объектам осваиваются в течение последних лет порядка 50%, указывают, в том числе, на то, что планирование развития отрасли построено без тщательной проработки, и соответственно прогнозы не являются в полной мере достоверными.

Государственная программа была подвергнута изменениям в 2014 г. Согласно Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»[478], был издан новый документ, в котором сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» имели следующие значения:

1) Объем добычи водных биологических ресурсов тыс. тонн прогнозировался нарастающим итогом до 2016 г. (прогноз на 2016 г. составлял 4280 тыс. т., при фактическом объёме вылова в 2013 г. составившим 4296 тыс. т.). С 2017 г. прогноз объёма вылова, был составлен с динамикой падения уловов до 3793 тыс. т., в 2018 г. он планировался в объёме 3810 тыс. т., 3872 тыс. т. в 2019 г., и 3934 тыс. т. в 2020 г.

2) Производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных, также прогнозировалось увеличивающимся итогом до 2016 г., и снижением с 2017 г., при этом в прогноз закладывалась на тот же период снижающаяся доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;

3) Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке прогнозировалась нарастающим итогом до 78,4% к 2016 г., и затем следовало резкое снижение до 69,3% в 2017 г. и 69,9% к 2020 г. Притом, что в прочих программных документах определен индикатор развития – 80% доли отечественной продукции, как показатель продовольственной безопасности;

4) Одновременно, потребление на душу населения в прогнозном сценарии расло без снижения в 2017-2020 гг., и уже в 2011 г., согласно документу имело в 2011 г. прогнозное значение 21,2 кг.

5) Производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных (тыс. тонн): на 2013 г. - 3886 тыс. т., на 2014 г. - 4032 тыс. т., на 2015 г. -4200 тыс. т., на 2016 г. - 4345 тыс. т., на 2017 г. - 4450 тыс. т., на 2018 г. - 4590 тыс. т., на 2019 г. - 4826 тыс. т. и 2020 г. - 5255 тыс. т.;

6) Среднедушевое потребление рыбных товаров (кг): на 2013 г. - 23 кг, на 2014 г. - 24 кг., на 2015 г. - 24,5 кг., на 2016 г. - 25 кг, на 2017 г. - 25,3 кг, на 2018 г. - 26,2 кг., на 2019 г. - 27,1 кг., на 2020 г. - 28 кг.

В связи с тем, что производство рыбной продукции производится преимущественно в мороженом виде (не менее 75% от общего производства), на продукцию глубокой переработки остаётся 25%. С учётом технологических потерь не менее 30% (на практике до 40%), следует данных факт учитывать при прогнозировании и планировании.

В редакции от 25.05.2016 г. программы развития рыбохозяйственного комплекса, показатели «Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» на 2014 - 2020 г. представлены в табл. 37.

Таким образом, за последние 3 года было издано несколько документов с прогнозами развития отрасли. Показатели и индикаторы в документах не связаны между собой, носят разноречивый характер.

Если принять во внимание, что экономическая деятельность ведётся субъектами предпринимательства с целью удовлетворения потребностей потребителя и получения соответствующего вознаграждения в виде прибыли, а одной из основных целей и задач государства является обеспечение продовольственной безопасности страны, то с учётом существующих прогнозов, имеются признаки того, что - цель государства не выполнима, или может быть исполнена с затруднениями, при этом отрасль функционирует, не имея реального прогнозного развития.

Развитие механизма планирования и прогнозирования рыбного хозяйства базируется на выполнении 2-х основных индикаторов продовольственной безопасности: не менее 80% продукции рынка должно быть представлено рыбной продукцией отечественного производства, и удовлетворение физиологической нормы потребления на душу населения.

Соответственно основными вопросами прогнозирования являются:

1) Может ли рыбное хозяйство на современном этапе развития обеспечить продовольственную безопасность страны (потенциальная возможность)?

2) Обеспечивает (фактическое обеспечение)?

3) Какова устойчивость отрасли?

Таблица 37