avangard-pressa.ru

Раздел Ш. Основы макроэкономики - Экономика

Тема 8. Основные макроэкономические показатели

План.

1. ВНП и ВВП: состав и способы расчета.

2. Другие макроэкономические показатели: структура и особенности расчета.

3.Национальное богатство, его состав и структура.

1.Национальная экономика –исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая сложившиеся в народном хозяйстве формы общественного труда.

Цели функционирования национальной экономики:

· Высокий уровень занятости

· Стабильные и высокие темпы экономического роста.

· Стабильный уровень цен.

· Положительное сальдо внешнеторгового баланса.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период времени используются такие, как ВНП, ВВП, ЧНП, НД, ЛД, РД.

ВНП(валовой национальный продукт) – стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, созданная субъектами данной страны как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

ВВП(валовой внутренний продукт) - стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, созданных всеми производителями на территории данной страны независимо от национальной принадлежности факторов производства.

Методы расчета ВНП и ВВП:

По расходам, т.е. ВНП (ВВП) представляет собой сумму расходов субъектов национальной экономики на приобретение конечного национального продукта.

Виды расходов:

· Личные потребительские расходы ©;

· Валовые частные внутренние инвестиции (I);

· Государственные закупки товаров и услуг (G);

· Расходы заграницы на приобретение отечественных товаров (чистый экспорт) X.

Т.О., ВНП (ВВП) по расходам:

ВНП = C + I + G + X

По доходам,т.е. ВНП (ВВП) представляет собой сумму доходов субъектов национальной экономики от реализации конечного национального продукта.

Виды доходов:

· Вознаграждение за труд наемных работников (Z)

· Рентные платежи (доходы собственников земли, зданий и сооружений от сдачи их в аренду) ®

· Проценты по предоставленным кредитам (K)

· Прибыль (прибыль корпоративного и некорпоративного секторов экономики) (P)

· Амортизационные отчисления (A)

· Косвенные налоги на бизнес (доход государства) (Nб)

· Т.о., ВНП (ВВП) по доходам:

· ВНП = Z + R + K + P + A + Nб

По добавленной стоимости (производственный метод), т.е. ВНП представляет собой сумму добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны.

Добавленная стоимость (ДС) – стоимость, созданная в процессе производства, которую добавляет фирма (отрасль) к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции.

ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах, называется номинальным, а рассчитанный в постоянных ценах – реальным.

Дефлятор (индекс цен)выражает различия между номинальным и реальным ВВП (ВНП). Это показатель, характеризующий изменение ВВП (ВНП) за счет изменения цен, и определяется как отношение номинального ВВП (ВНП) к реальному ВВП (ВНП).

2.Другие макроэкономические показатели:

ЧНП (чистый национальный продукт) – сумма конечной продукции и услуг, оставшаяся для потребления после замены списанного оборудования.

ЧНП = ВНП – А

НД (национальный доход) – характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП.

НД = ЧНП – Nб

НД делится на две части: фонд накопления и фонд потребления.

ЛД (личный доход) – показывает перераспределительные процессы в национальном доходе, т.е. сколько денежных средств поступило на цели личного потребления населения.

ЛД = НД – налоги на прибыль корпораций – нераспределенные прибыли корпораций – взносы на социальное страхование + трансфертные платежи

РД (располагаемый доход) – доход, который может быть использован для непосредственного расходования домашними хозяйствами, выступающий в формах потребительских расходов и личных сбережений.

РД = ЛД – Общий объем личных налогов.

3.НБ (национальное богатство) – совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период.

Структура НБ:

Материальные результаты:

· основные фонды (производственные и непроизводственные);

· материальные оборотные фонды (запасы сырья, остатки незавершенного производства, запасы готовой продукции);

· товарные запасы народного хозяйства;

· государственные резервы, в т. ч. страховые, запасы оборонного назначения, золотой запас;

· предметы длительного пользования домашних хозяйств (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно-бытового хозяйственного обихода);

· природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (освоенные земли, леса, воды, богатства земных недр и др.);

Нематериальные результаты:

· научный потенциал;

· образовательный потенциал;

· квалификационный потенциал;

· культурный потенциал.

Проблема национального богатства была предметом исследования многих экономистов. Впервые НБ было исчислено английским экономистом У. Петти в 1664 г. Во Франции первая оценка НБ относится к 1789 г., в США – к 1805, в России – к 1864

Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления

План

1.Экономический цикл: структура, факторы и направления антициклического регулирования.

2.Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности.

3.Инфляция: виды, причины и социально-экономические последствия.

1.Экономический (деловой) цикл – колебания уровня экономической активности, когда периоды подъема сменяются периодами спада в экономике.

Факторы цикличности экономического развития:

а) внешние факторы, находящиеся за пределами данной экономической системы: динамика населения, миграция населения, открытия науки и техники, войны, политические события, изменение цен на нефть, открытия месторождений золота, открытия новых земель и природных ресурсов.

б) внутренние факторы, присущие данной экономической системе: потребление, инвестиции.

Фазы экономического цикла:

Кризис (спад, рецессия) характеризуется резким ухудшением всех параметров экономического развития. Происходит резкое сокращение объемов производства; резкое сокращение объемов доходов; сокращение занятости; сокращение инвестиций; падение цен; затоваривание; частичное разрушение производительных сил (недогрузка производственных мощностей, рост безработицы, массовое банкротство, обесценение основного капитала).

Депрессия (стагнация) - низшая точка спада, характеризующаяся массовой безработицей, низким уровнем доходов, неизменным уровнем производства, сокращением товарных запасов и др.

Оживление (экспансия), или фаза восстановления, характеризующаяся массовым обновлением основного капитала, сокращением безработицы, ростом доходов, ростом цен, ростом процентных ставок, повышением спроса на предметы потребления.

Оживление заканчивается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям.

Подъем (бум, пик) характеризуется увеличением темпов экономического роста, значительным превышением предкризисного уровня производства, ростом инвестиций, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен, зарплаты, прибыли, сокращением безработицы.

Направления государственного антициклического регулирования:

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности:

в области налоговой политики: наблюдается снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, льготных налоговых инвестиционных кредитов;

проводится политика ускоренной амортизации;

в области бюджетной политики: растут госрасходы с целью стимулирования совокупного спроса;

в области денежно-кредитной политики проводится политика «дешевых денег» (кредитной экспансии) с целью стимулирования совокупного предложения.

В период подъема деловой активности государство в целях предотвращения «перегрева» экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики:

в области налоговой политики: наблюдается рост налоговых ставок, отсутствие налоговых льгот и льготных налоговых инвестиционных кредитов;

ограничения в области амортизационной политики;

в области бюджетной политики: сокращаются госрасходы с целью снижения совокупного спроса;

в области денежно-кредитной политики проводится политика «дорогих денег» (кредитной рестрикции) с целью сдерживания совокупного предложения

2.Безработица – ситуация на рынке труда, характеризующаяся превышением предложения труда над спросом на труд.

Уровень безработицы (Уб) – это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Безработные – это лица 16 лет и старше, обладающие объективной способностью к труду, которые: не имеют работы или доходного занятия; заняты поиском работы; готовы приступить к работе; обучаются по направлению государственной службы занятости.

Причины безработицы и соответствующие её виды:

· Циклическая безработица, вызванная неравномерностью развития регионов и отраслей национальной экономики, периодически повторяющимися спадами в экономике, цикличностью экономического развития.

· Структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и образованием новых.

· Фрикционная безработица, связанная с временными сложностями в трудоустройстве, ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию.

· Естественный уровень безработицы – это сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Как правило, данный уровень составляет 6-7% и является нормальным для функционирования экономической системы.

· Скрытая безработица, охватывающая разоряющиеся, убыточные предприятия, когда работники фактически числятся на предприятии, но заняты неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т. п.

· Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий (люди, живущие на случайный заработок).

· Технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдных и безлюдных технологий, не требующих непосредственного человеческого участия в процессе производства.

Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%.

· Социально – экономические последствия безработицы:

· Снижение доходов населения

· Снижение уровня удовлетворяемых потребностей и качества жизни населения

· Отставание объемов ВНП (валового национального продукта)

· Рост дифференциации доходов населения

· Рост социальной напряженности и социальных конфликтов

· Снижение потребительского спроса

3.Инфляцияозначает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Проявлениями инфляции является рост цен и обесценивание (девальвация) национальной валюты.

Основные виды инфляции:

В зависимости от степени государственного регулирования экономики:

· Явная инфляция, когда наблюдается рост цен, падение курса национальной валюты и т.д.

· Скрытая или подавленная инфляция, при которой рост цен не наблюдается, но снижается качество продукции, её ассортимент, растёт дефицит товаров.

В зависимости от типа факторов, дающих инфляционные импульсы.

· Импортируемая инфляция возникает в случае поддержания в стране твёрдого валютного курса, когда любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну.

· Экспортируемая инфляция.

В зависимости от темпов роста цен:

· Умеренная или ползучая (до 10% в год).

· Галопирующая инфляция (до 200% в год).

· Гиперинфляция (свыше 200% в год)

В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают:

· Инфляция спроса, вызванная ростом компонентов совокупного спроса.

· Инфляция издержек, вызванная ростом издержек производства в национальной экономике.

Причины инфляции:

· Внутренние причины:

а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления, от отраслей, производящих средства производства;

б) дефицит госбюджета, покрываемый эмиссией денег;

в) цикличность экономического развития;

г) монополия государства на внешнюю торговлю;

д) монополизация национального рынка;

е) высокие налоги, процентные ставки.

· Внешние причины:

а) структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, продовольственный, экологический);

б) сокращение поступлений от внешней торговли;

в) отрицательное сальдо внешнеторгового баланса.

Последствия инфляции:

· Инфляция приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными слоями общества, а так же экономическими и социальными институтами произвольным образом.

· Усложняет долгосрочное планирование фирм и домохозяйств.

· Приводит к снижению политической стабильности общества, которое влечёт рост социальной напряжённости.

· Снижает конкурентоспособность отечественных товаров и товаропроизводителей.

· Вызывает рост спроса на более стабильную иностранную валюту.

· Приводит к снижению реальной стоимости сбережений и увеличению спроса на реальные активы.

· Вызывает изменение структуры и снижение реальных доходов государственного бюджета. Влечет дефицит государственного бюджета и государственный долг.

· Приводит к макроэкономическим структурным диспропорциям.

Направления антиинфляционного регулирования:

· Сдерживающая налогово-бюджетная политика, означающая сокращение госрасходов и рост налоговых ставок.

· Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег»), при которой растет учетная ставка, норма обязательных резервов, продаются государственные облигации на открытом рынке и т.д.

Тема 10. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (АD-АS)

План

1. Совокупный спрос (AD) и его детерминанты.

2. Совокупное предложение (AS), его основы и особенности.

3. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

1.Совокупный спрос (AD) — реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители согласны купить при каждом возможном уровне цен.

Совокупный спрос складывается из четырех составляющих:

Потребление (С) – расходы на потребительские товары и услуги.

Инвестиции (I) – частные закупки недвижимости, оборудования, запасы, т.е. спрос на инвестиционные товары.

Государственные закупки (G) – спрос на товары и услуги со стороны государства.

Чистый экспорт (X) – положительная разница между экспортом и импортом, т.е. расходы заграницы на приобретение отечественных товаров и услуг.

Таким образом,

AD = C + I + G + X

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Ценовые факторы совокупного спроса:

· Эффект Кейнса (эффект процентной ставки): с ростом цен растет спрос на деньги, а при неизменном предложении денег растет ставка процента. Т.о., сокращается объем инвестиций (I), а значит, снижается и объем спроса.

· Эффект Пигу (эффект реальных кассовых остатков; эффект богатства): означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потребления (С) и, следовательно, совокупного спроса.

· Эффект импортных закупок: рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта (X), следовательно, сокращается совокупный спрос.

К неценовым факторам совокупного спроса относится все то, что влияет:

· на потребительские расходы домохозяйств (С): благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге;

· на инвестиционные расходы фирм (I): процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес;

· на государственные расходы (G): государственная политика;

· на чистый экспорт (X): колебания валютных курсов, условия на внешних рынках.

Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом возможном уровне цен (P).

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон, означающий, что повышение уровня цен вызывает уменьшение потребления, инвестиций, расходов правительства и чистого экспорта.

Ценовые факторы вызывают движение вдоль кривой AD, а изменения неценовых факторов вызывают сдвиг самой кривой AD (вправо вверх – рост; влево вниз – уменьшение).

2.Совокупное предложение (AS) — уровень реального объема валового внутреннего продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.

Совокупное предложение иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного предложения.

Кривая совокупного предложения (AS) — показывает зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране.

Факторы совокупного предложения:

· Ценовые (средний уровень цен в стране – P);

· Неценовые (изменения в технологиях, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, изменения в налогообложении фирм, изменения в структуре рынка).

Кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального (кейнсианского), иллюстрирующего изменение реального объема выпуска при стабильном уровне цен; восходящего (промежуточного), показывающего изменение реального объема выпуска и изменение уровня цен; вертикального (классического), иллюстрирующего стабильный уровень цен реального выпуска при изменяющемся уровне цен.

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок иллюстрирует ситуацию, когда производство растет при неизменных ценах, так как в экономике наблюдается большое количество незадействованных факторов производства, поэтому их вовлечение в производственный процесс не влечет рост издержек, а следовательно, и цен.

Промежуточный отрезок характеризуется увеличением объемов производства параллельно с ростом цен, так как практически все ресурсы вовлечены в производство и их наращивание сопряжено с дополнительными затратами. Экономика стремится к полной занятости.

Классический (вертикальный) отрезок: экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей, все резервы задействованы, полная занятость, производители не могут увеличить объем производства и увеличивают лишь цены (инфляция). Данная ситуация характерна лишь для краткосрочного периода.

Изменение объема совокупного предложения вследствие изменения общего уровня цен показывается движением вдоль кривой совокупного предложения. Изменение технологии, цен на ресурсы, производительности и т. д, ведет к изменению совокупного предложения и к смещению кривой совокупного предложения (влево вверх – снижение, вправо вниз – рост).

3.Макроэкономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых AD и AS, когда величины совокупного спроса и совокупного предложения совпадают.

Макроэкономическое равновесие может быть стабильным и нестабильным, краткосрочным и долгосрочным.

Краткосрочное макроэкономическое равновесие достигается в точке пересечения краткосрочной кривой AS и кривой AD.

Долгосрочное макроэкономическое равновесие достигается в точке пересечения долгосрочной кривой AS и кривой AD.

Тема 11. Модель совокупных доходов и расходов

План

1. Потребление и сбережения как макроэкономические категории: функции и взаимосвязь

2. Инвестиции, их виды. Мультипликатор и акселератор инвестиций.

1.Потребление (С) – часть дохода (Y), которая используется субъектом на приобретение товаров и услуг.

Сбережения (S) – часть дохода (Y), которая не используется субъектом на текущее потребление.

Поскольку и потребление (С), и сбережения (S), - это функции, зависящие от дохода субъекта (Y), то можно взаимосвязь функций данных категорий представить следующим образом:

C + S = Y = 1

Средняя склонность к потреблению (APC) – доля дохода (Y), которая идет на потребление (С): APC = С / Y

Средняя склонность к сбережению (APS) – доля дохода (Y), которая идет на сбережения (S): APS = S / Y

APC + APS = 1

Например, Y = 100 руб., С = 75 руб. Найти: APC, APS.

APC = 75 / 100 = 0,75; APS = 1 – 0,75 = 0,25.

Величина дохода, потребления и сбережений могут изменяться в течение определенного промежутка времени. Данные изменения выражаются следующими показателями:

Предельная склонность к потреблению (MPC) – отношение изменения в потреблении (ΔC) к тому изменению в доходе (Δ Y), которое его вызвало:

MPC = ΔC / Δ Y;

Если MPC = 0, то все приращение дохода будет сберегаться, если MPC = ½, то приращение дохода поровну распределяется между потреблением и сбережением, если MPC = 1, то все приращение дохода идет на потребление.

Предельная склонность к сбережению (MPS) – отношение изменения в сбережении (ΔS) к тому изменению в доходе (Δ Y), которое его вызвало:

MPS = ΔS / Δ Y;

0 ≤ MPC, MPS ≤ 1

C + S = Y => ΔC + ΔS = Y => MPC + MPS = Y = 1 => MPC = 1 – MPS => MPS = 1 – MPC

Факторы, влияющие на потребление и сбережения:

· Доход и уровень благосостояния субъекта;

· Уровень цен;

· Ожидания субъекта относительно будущих цен, доходов, наличия товаров;

· Потребительская задолженность.

2.Инвестиции –это вложения в основной капитал (основные средства производства), в запасы, резервы, другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время.

В макроэкономике под инвестициями понимают реальные инвестиции – вложения капитала фирмой и государством в производство той или иной продукции.

Виды инвестиций:

В соответствии с делением капитала на физический и денежный:

· Инвестиции в материально-вещественной форме – это строящиеся производственные здания, оборудования и машины, увеличение материальных запасов и другие инвестиционные товары, призванные развивать и приумножать основные средства экономики, ее материальную и техническую базу.

· Инвестиции в денежной форме – это денежный капитал, направленный на создание материально-вещественных инвестиций на обеспечение выпуска инвестиционных товаров.

В соответствии с делением экономики на сферу материального производства и социально-культурную сферу:

· Валовые инвестиции производства – это инвестиционный продукт, направленный на поддержание и увеличение основного капитала и материальных запасов. Валовые инвестиции состоят из 2-х составляющих: 1. амортизация – это инвестиционные ресурсы, необходимые для возмещения износа основных средств, их ремонта, восстановленного до исходного уровня, предшествовавшего производственного использования. 2. чистые инвестиции – это вложения капитала с целью наращивания основных средств посредством строительства зданий, установки нового оборудования и модернизации действующего.

· Инвестиции в человеческий капитал – это особый вид вложений, обеспечивающих развитие и духовное совершенствование личности, укрепление здоровья людей и т.д.

В зависимости от результата их использования:

· Реальные, т. е. вложения в отрасли экономики и виды экономической деятельности, обеспечивающие приращение реального капитала.

· Финансовые инвестиции, целью которых является получение спекулятивной прибыли.

В зависимости от преобразования формы собственности:

· прямые – когда инвестиции в определенный проект дают право собственности инвестору на данный объект

· косвенные, которые не дают инвестору права собственности на объект.

В зависимости от факторов спроса на инвестиции:

· автономные – не зависящие от изменения компонентов совокупного спроса;

· индуцированные – вызванные ростом компонентов совокупного спроса.

Инвестиционный спрос включает:

· Спрос на восстановление изношенного капитала;

· Спрос на увеличение чистого реального капитала.

Инвестиционный спрос – самая динамичная составляющая совокупного спроса.

Кривая инвестиционного спроса (ID) показывает размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки, а именно, обратную зависимость между ставкой ссудного процента и величиной требуемых инвестиций.

Факторы инвестиционного спроса:

· Ценовые (ставка ссудного процента).

· Неценовые (ВНП, размеры налогообложения, технологические изменения, ожидания субъектов хозяйствования).

Влияние инвестиций на совокупный спрос отражается в теории мультипликатора и акселератора.

Мультипликатор инвестиций (М¡) – числовой коэффициент, показывающий величину изменения ВВП (ВНП) в результате изменения автономных инвестиций: М¡ = ΔВВП / ΔI;

Акселератор инвестиций (А¡) – модель индуцированных инвестиций – это сумма автономных и индуцированных инвестиций.

Тема 12. Финансовая система и фискальная политика государства

План

1.Сущность и функции финансов. Структура финансовой системы.

2.Сущность и принципы налогообложения.

3.Государственный бюджет и его основные статьи. Бюджетный дефицит и государственный долг.

4.Фискальная политика государства.

1.Финансы - это экономические отношения, возникаю­щие в процессе распределения, перераспределения в де­нежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фон­дов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции:

· распределительная связана с рас­пределением и перераспределением части стоимости обще­ственного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хо­зяйствования, государства, доходы населения.

· контрольная, обу­словленная тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые "сообщают", как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффектив­ное использование денежных средств.

Совокупность финансовых отноше­ний и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему.

Структура финансовой системы:

· Финансы предприятий, учреждений, орга­низаций.

· Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды (пенсионный, государст­венный фонд занятости и др.), государственный кредит.

· Страхование (социальное, имущественное, личное, страхо­вание ответственности, предпринимательских рисков).

2.Нало­ги представляют собой обязательные платежи, взи­маемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

Налоговая система - за­крепленная законодательно совокупность налогов, плате­жей, принципов их построения и способов взимания.

Принципы построения налоговой системы: 1. всеобщность; 2. обязательность; 3. равно напряженность; 4. однократ­ность; стабильность; 5. простота и доступность для восприятия; 6. гибкость.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: пра­вительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) — на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Функции налогов:

· фискальная (обеспечивают поступление средств в государственную казну)

· регули­рующая (заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных от­раслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.)

Субъектом налогообложения выступает налогопла­тельщик. Это физическое или юридическое лицо, которое обязано платить налог.

Объектом налогообложения явля­ется тот доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению.

Единицей обложения выступает единица измерения объекта (рубль, гектар и т.д.). Налоговой ставкой назы­вается величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта. Сумма же налога, уплачиваемая с одного объекта, образует налоговый оклад.

Виды налогов:

По объекту обложения налоги делятся на прямые и кос­венные. Прямые — это налога на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижи­мость, земельный налог и т.д.). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же.

· К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги, — акцизы, налог с оборота и т.д. Такой налог фактически платит потре­битель, но перечисляется он в налоговые органы пред­принимателями.

· По принципам построения различают пропорциональ­ные (ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоп­лательщика) и прогрессивные (ставки возрастают по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.

· В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для обще­государственных нужд, специальные имеют строго опреде­ленное назначение, например чрезвычайный налог, взимае­мый в Республике Беларусь, направляется на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

· В зависимости от уровня власти различают государственные и местные (муни­ципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

3.Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Структура государственного бюджета определяется государственным устройством, а именно: в странах с унитарным устройством он включает центральный и местный бюджеты; в странах с федеративным устройством наряду с центральным и местными бюджетами, существуют бюджеты штатов и земель соответственно.

· Принципы построения госбюджета:

· Принцип единства.

· Принцип полноты, госбюджет должен отражать все источники расходов и доходов государства.

· Принцип правдивости.

· Принцип гласности, госбюджет должен публиковаться ежегодно.

Функции госбюджета:

· Распределительная. Госбюджет является основным инструментом распределения.

· Контрольная функция.

· Регулирующая функция, влияние госбюджета на национальную экономику, манипулирование государственными расходами – прямой регулятор.

Структура государственного бюджета:

· Расходная часть, которая показывает направление бюджетных ассигнований, а именно наибольший удельный вес составляют социальные трансферты, национальная оборона, образование и здравоохранение, проценты по государственному долгу.

· Доходная часть, которая формируется преимущественно за счёт налогов (до 90% дохода), государственных займов, продажи государственной собственности, прибыли от государственной собственности.

Дефицит госбюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Причины образования дефицита:

· Необходимость осуществления крупных государственных программ.

· Милитаризация страны, чрезмерные затраты на оборону.

· Войны и стихийные бедствия.

· Экономические кризисы.

Варианты финансирования дефицита бюджета:

· За счёт роста налоговых ставок.

· За счёт эмиссии необходимого количества денег.

· Выпуск государственных займов (внутренний государственный долг).

· Внешний долг.

· За счёт не налоговых поступлений (туризм).

Различают структурный и циклический дефицит. Де­фицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Разность между реальным и структурным дефи­цитом называется циклическим дефицитом бюджета.

Бюджетный дефицит порож­дает государственный долг.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают:

· Внутренний долг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.

· Внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

4.Фискальная политика – это система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами.

Цели фискальной политики:

· Сглаживание колебаний экономического цикла.

· Повышение темпов экономического роста.

· Достижение высокого уровня занятости.

· Снижение темпов инфляции до минимального уровня.

Типы фискальной политики:

· Дискреционная фискальная политика (активная) – это сознательное манипулирование государственными расходами, изменение трансфертных платежей и сознательное манипулирование налогами. Государственные расходы обладают эффектом мультипликатора, который показывает изменение ВНП в результате изменение государственных расходов:

где: MG – мультипликатор государственных расходов;

∆ВНП – изменение ВНП;

∆G – изменение государственных расходов.

Дискреционная фискальная политика оказывает влияние на уровень совокупных расходов и совокупный спрос.

· Автоматическая фискальная политика (политика встроенных стабилизаторов). Она осуществляется без прямого вмешательства государства при помощи автоматических стабилизаторов.

К ним относятся: пособия по безработице, прогрессивные налоги.

Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производства равновесного ВНП.

Тема 13. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

План

1. Денежный рынок. Спрос и предложение на деньги. Равновесие денежного рынка

2. Сущность кредитной системы страны и ее элементы.

3. Кредит и его формы.

4. Денежно – кредитная политика: цели, инструменты, типы.

1.В каждом государстве существует национальная денежная система, т.е. форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Ее основными элементами являются: наименование денежной единицы (рубль, доллар, франк и т.п.); масштаб цен; виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок их эмиссии и обращения (обеспечение, выпуск, изъятие и т.д.); регламентация безналичного оборота; государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения. Определяющий элемент деньги, которые покупаются и продаются на денежном рынке, включающем финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения, а также денежные потоки, входящие и исходящие из этих учреждений.

Элементами механизма функционирования денежного рынка являются:

· спрос на деньги,

· предложение денег;

· цена денег (процентная ставка).

Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он распадается на две составляющие:

· спрос на деньги для сделок;

· спрос на деньги как средство сохране­ния богатства.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

· объема номинального ВВП

· скорости обращения денег

Таким образом, существует обратная зависимость между спросом на деньги как средство сохранения богатства и движением процентной ставки.

Предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

Для определения предложения денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денеж­ными агрегатами.

Предложение денег контролирует центральный банк как путем денежной эмиссии, так и посредством управле­ния процессом создания денег коммерческими банками. Он определяет необходимое количество денег исходя из состо­яния экономики страны вне связи с уровнем процентной ставки. Поэтому кривая предложения денег Sm представ­ляет собой вертикальную линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке, соответствующей количеству денег в стра­не.

Равновесие денежного рынка - равенство между спросом на деньги и их предложением. Графически оно достигается при пересечении кривых Dm и Sm -- в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процен­та, т.е. цену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения как предложения денег, так и спроса на деньги. Процентная ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежного рынка.

2.Кредит­ная система — это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредит­ная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений.

Структура кредитной системы:

· Центральный банк, главная задача которого - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью кредитной системы. Его основными функ­циями являются:

· разработка и реализация денежно-кредит­ной политики;

· эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом вы­пуска банкнот);

· хранение золотовалютных резервов стра­ны;

· выполнение кредитных и расчетных операций для правительства;

· оказание разнообразных услуг для коммер­ческих банков и других кредитно-финансовых учреждений (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и т.д.).

Особое положение центральных банков в кредитной системе проявляется в том, что они не ставят перед собой цели получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками. Они, как правило, не обслуживают население, предприятия. Эти функции выполняют коммерческие банки.

Коммерческие банки являются основой кредитной сис­темы. Современные банки организованы, как правило, в форме акционерного предприятия. Они выполняют сле­дующие функции:

· прием и хранение депозитов вкладчи­ков;

· выдача средств со счетов и выполнение перечислений;

· размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и т.д.

Соответственно операции банков делятся на три группы:

· пассивные (при­влечение средств),

· активные (размещение средств)

· по­среднические (выполнение операций по поручению клиен­тов).

К специальным кредитно-финансовым институтам от­носят:

· Сберегательные учреждения;

· Страховые компании;

· Пенсионные фонды;

· Инвестиционные компании;

· Лизинговые компании.

Таким образом, специализированные кредитно-финан­совые институты функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, выполняют небольшое число операций и как бы дополняют деятельность коммер­ческих банков.

Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком.

Кредит выполняет следующие функции:

· Перераспределительная (посредством кредита денежные и материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны);

· Функция замещения наличных денег кредитны­ми деньгами и операциями (безналичными расчетами).

3.Формы и виды кредита:

· В зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают онкольный (вы­дается на неопределенный срок и погашается по первому требованию кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты.

По составу кредиторов и заемщиков выделяют следующие основные формы креди­та: банковский, коммерческий, государственный, потреби­тельский, международный, лизинг-кредит.

· Банковский кредит предоставляется в основном ком­мерческими банками в виде денежных ссуд предпринима­телям, населению

· Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в форме путем отсрочки платежа.

· Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами — банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

· Потребительский кредит в основном связан с предо­ставлением населению ссуд на приобретение товаров дли­тельного пользования.

· Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д.

· Международный кредит представляет собой кредит, вы­даваемый государствами, международными кредитно-фи­нансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества.

4.Под денеж­но-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, рав­новесие платежного баланса.

Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулиро­вания можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики:

· Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.

· Селективные методы направ­лены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.

· Административные методы регулирования денежной массы.

Типы денежно-кредитной политики:

· Политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег.

· Политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ос­лаблении контроля над приростом денежной массы, увели­чении предложения денег.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денеж­но-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики не­обходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, де­нежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Тема 14. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM

План

1. Равновесие товарного рынка и кривая IS.

2. Равновесие денежного рынка и кривая LM.

3. Общее макроэкономическое равновесие в модели IS-LM.

1.Модель IS-LMвключает в себя элементы «кейнсианского креста» и теории предпочтения ликвидности Дж. М. Кейнса. Была впервые предложена Дж. Р. Хиксом в 1937 г. В статье «Мистер Кейнс и классики», более широкое распространение получила после выхода в свет книги А. Хансена «Денежная теория и фискальная политика» (1949 г.). Современные экономисты в модель включают финансовый рынок в целом, т. е. рынки денег и ценных бумаг.

Кривая IS – шкала, представляющая собой равновесие на рынке товаров. Это именно такая комбинация процентных ставок (i) и уровней производства (Y), при которой рынки товаров находятся в состоянии равновесия, т. е. когда совокупный спрос равен объему производства (AD=Y).

i

2.Кривая LM представляет собой комбинацию процентных ставок и уровней доходов, когда денежный рынок находится в состоянии равновесия, когда спрос на реальные деньги равен предложению реальных денег.

LM Y i

Величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынке благ, денег и ценных бумаг называется «эффективным спросом». Модель IS-LM используется для иллюстрации воздействия на национальный доход фискальной и денежно-кредитной политики.

IS LM Y i

3.Модель IS-LM представляет собой развитие модели совокупного спроса с учетом финансовых условий, в которых происходит формирование спроса. Эти финансовые условия обычно уменьшают воздействие спроса на производство.

Две части модели IS-LM – это кривая IS – «инвестиции» (англ. investment), «сбережения» (англ. saving) и кривая LM – «ликвидность» (англ. liquidity), «деньги» (англ. money). Эти две части модели связывает процентная ставка (i), равновесная величина которой отражает динамику экономических процессов, происходящих на денежном и товарном рынках.

Тема 15. Социальная политика государства

План

1. Социальная политика государства и механизм ее реализации.

2. Показатели эффективности реализации социальной политики.

1.Социальная политика – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Задачи социальной политики:

· Повышение благосостояния граждан страны;

· Улучшение условий труда и жизни людей;

· Осуществление принципа социальной справедливости.

Направления социальной политики:

· Обеспечение зависимости доходов граждан от количества и качества их труда.

· Направление, связанное с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности (стабилизация уровня жизни).

· Обеспечение социальных выплат, не имеющих связи с трудом неимущим слоям населения.

Механизм реализации социальной политики заключается в обеспечении социальной защиты и социальных гарантий.

Социальная защита – меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает:

· воспроизводство квалифицированной рабочей силы

· наличие условий для реализации способностей членов общества к труду

· создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными

Социальные гарантии – обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:

· общедоступность образования

· гарантии общества, связанные с реализацией способностей к труду

· гарантии неприемлемости принудительного труда.

Принципы социальной политики государства:

· всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения;

· гибкость системы социальных гарантий;

· наличие ресурсного обеспечения социальной политики.