avangard-pressa.ru

РАЗДЕЛ V. Информационные технологии в музее - Культура

Тема 1. История и опыт создания информационных технологий в музее

Теория «информационного общества». Возникновение термина. Общие положения теории. Теория «постиндустриального общества» («Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования» Д. Белла). Теория «информационного общества» («Третья волна» Э. Тоффлера). Роль процесса компьютеризации как одного из признаков формирования «информационного общества». Н. Винер – основатель кибернетики («Кибернетика и общество», «Творец и Голлем, Inc»). Роль музея как собирателя, хранителя и интерпретатора информации о культурном наследии в «информационном обществе».

Теория музейной коммуникации и музей как информационно-коммуникационная система (теория Дины Акимовны Равикович). Музейная коммуникация – диалог посетителя с музеем. Право самостоятельного отбора информации посетителем.

Общая характеристика истории компьютеризации в музее и особенности компьютеризации в России: основные этапы. Первые примеры создания электронных каталогов (1960-1970-е гг.) Опыт создания информационно-поисковых систем в крупных музеях СССР (1980-е гг.) Деятельность Министерства культуры СССР в процессе компьютеризации музеев страны. Единый паспорт научного описания музейных предметов 1987 г. Разработка АИС-Музей. 1990-е-гг. – появление новых информационных технологий в музее. Новые решения в области создания баз данных по музейным коллекциям: КАМИС, НИКА-МУЗЕЙ. Использование мультимедийных технологий в музее. Музей и Интернет.

Тема 2. Информационный продукт музея. Проблемы интеграции музейных информационных ресурсов

Классификация баз данных (БД) в основных направлениях деятельности музея: учет, реставрация, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная деятельность. Учетные БД: функциональные характеристики. Выбор программного обеспечения: КАМИС, НИКА-Музей, АИС-Музей. Проблема создания унифицированной структуры данных, единых словарей. Автоматизация вспомогательной деятельности музея (документооборот, планирование, финансирование, кадровой обеспечение)

Информационная поддержка экспозиции. Термин «мультимедиа». Мультимедийные проекты в системе экспозиции. Виртуальные копии музейных предметов. Создание электронного изображения (особенности цифровой фотосъемки, сканирования, обработки). Образовательные программы с использованием информационных технологий. Электронные публикации. Российские и зарубежные издания. Виртуальный музей.

3D-технологии в исторической реконструкции и в экспозиционном оборудовании.

Интернет в музее, музей в Интернете. Музейный сайт: общий обзор российских и зарубежных сайтов. Доступ к мировому культурному наследию. Проблема представления российского культурного наследия мировому сообществу. Международные системы описания музейных предметов. («NARCISSE» → «EROS» и др.) Международные программы по оцифровке культурного наследия (ЮНЕСКО, ЕС).

3. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ-ВЫПУСК­НИКОВ ИНСТИТУТА НА СООТВЕТСТВИЕ ИХ ПОДГОТОВКИ ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ООП

Итоговый государственный экзамен проводится в форме индивидуального ответа-опроса по 2 вопросам, указанным в экзаменационном билете. Экзаменационный билет студент выбирает один раз. На экзамене студент имеет права пользоваться данной программой.

Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) проводится в форме публичной устной презентации-защиты выпускной квалификационной работы студента-выпускника перед государственной аттестационной комиссией (ГАК), которая выносит оценку о соответствии его подготовки совокупному ожидаемому результату образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

Критерии оценки результатов итогового государственного экзамена:

Оценка «отлично» выставляется, если студент демонстрирует в устном ответе:

- знание по вопросам билета (воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы), понимание (объясняет факты, правила, принципы; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных);

-применение знания по теме билета (применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях);

-анализ по темам вопросов билета (вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных).

-синтез (предлагает план проведения или алгоритм конкретных действий в области практики; составляет схемы и формулирует задачи).

-оценку (оценивает значимость того или иного продукта деятельности).

Оценка «хорошо» выставляется, если студент демонстрирует в устном ответе только знание по вопросам билета (воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы), понимание (объясняет факты, правила, принципы; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных) и ограниченное применение знания по теме билета (применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях), но без анализа и синтеза.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует в устном ответе только знание по вопросам билета (воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы), но без понимания (не применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях), без анализа и синтеза.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не демонстрирует в устном ответе знание по вопросам билета (не воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы), не демонстрирует понимания темы вопросов билета.

Критерии оценки результатов защиты выпускной квалификационной работы:

Оценка«отлично»выставляется, если студент демонстрирует в тексте и при устной защите:

1. Знание: запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории.

2. Понимание: преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

3. Применение: умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, проектах.

4. Анализ:умение провести сравнение выявленных фактов и разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура исследования.

5. Синтез: умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

6. Оценка:умение оценивать значение того или иного материала.

Оценка«хорошо»выставляется, если студент демонстрирует в тексте и при устной защите:

1. Знание: запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории.

2. Применение: умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, проектах.

Оценка«удовлетворительно»выставляется, если студент демонстрирует в тексте и при устной защите:

1. Знание: запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории.

2. Частичное применение: неполное умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, проектах.

Оценка«неудовлетворительно»выставляется, если студент демонстрирует в тексте и при устной защите:

1. Знание: запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории.

2. Отсутствие применения и понимания: неумение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, проектах, отсутствие интерпретации материала, предположений о дальнейшем ходе явлений, событий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИТОГОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ) СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ

А) Основная литература:

1. Музееведческая мысль в России XVIII-ХХ веков: Сборник документов и материалов. (Хрестоматия) / Колл.авт. // Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Этерна, 2010.

2. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв.ред. Э.А. Шулепова. Из. 2-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2015.

3. Решетников Н.И. Музей и комплектование его собрания: учебное пособие. М.: МГУКИ, 2013.

4. Решетников Н.И. Музей и проектирование его деятельности. М.: МГУКИ., 2014.

5. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2007.

Б) Дополнительная литература:

1. Музейное дело России. 3-е изд. испр. и доп. /Под ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. М.: ВК, 2010.

2. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX – XX веке. История, проблемы. М., 2008.

В) Интернет-ресурсы:

1. Кодекс музейной этики ИКОМ (Электронный ресурс). URL: http://icom-russia.com/upload/uf/3c9/3c9b6b91c64df75d421708a3d87ab584.pdf

http://mkrf.ru/culture-workers/proff-jetika/detail.php?ID=286800

2. Российская музейная энциклопедия (Электронный ресурс). URL: http://www.museum.ru/RME/

3. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С.47-68 (Электронный ресурс).

URL: http://www.dooc.ru/usr/people/admin/page/1042/slovar.pdf

Приложение