avangard-pressa.ru

Роль менеджера в формировании организационной культуры - Культура

Ведущую роль в формировании и развитии организационной культуры играют менеджеры всех звеньев, их профессиональные и личностные качества. Менеджер в организации – это человек, который не только обладает широкими полномочиями, но и несёт большую ответственность за свои решения, действия и поступки. Он является ориентиром в поведении для своих подчинённых и задаёт тон работе функционального подразделения и организации в целом. На его пути стоит множество трудностей и преград, но от того, каким образом поведёт себя менеджер будет зависеть успех всей организации. Среди наиболее желаемых черт менеджера внешнеэкономической организации можно выделить следующие:

1. целеустремлённость и решительность

2. предприимчивость и деловитость

3. внимание к своим подчинённым и к их проблемам

4. умение в трудный момент взять ответственность на себя

5. демократичность в общении (до приемлемой степени)

6. умение грамотно оценивать не только сотрудников, но и себя

7. самообладание, эмоциональная устойчивость

8. опрятность, подтянутость, умение следить за своим внешним видом

9. хорошая речь, обеспечивающая логичность, грамотность, выразительность, энергичность как в диалогах, так и в выступлениях перед аудиторией.

Способы Формирование организационной культуры

Определяющее влияние на формирование организационной культуры оказывают основатели фирмы и её первые работники. Именно они «создают» на предприятии те или иные традиции и обычаи, нормы поведения сотрудников. Основатели фирмы, её высшее руководство, осуществляет и воплощает свою мечту, формирует образ будущей организации, её имидж. Формирование организационной культуры требует учёта постепенности, эволюционного характера её развития. Этому способствуют следующие меры:

1. создание образов руководителей, воплощающих лучшие ценности и нормы организации

2. концентрация усилий на формирование наиболее существенных организационных ценностей и норм, которые в большей степени влияют на поведение работников и их отношение к делу

3. создание знаков организационной культуры, выражающих ценности и нормы фирмы. К примеру, ритуалы свидетельствуют об основных ценностях любой организации, так как отвечают на вопросы: «Какие цели наиболее важны и осуществимы в настоящее время для фирмы?»

4. изменение поведения сотрудников через переживание реальных успехов организации

5. сочетание директивных и косвенных способов формирования организационной культуры

6. обмен информацией, использование различных форм для передачи информации.

Факторы поддержания организационной культуры

1. Отбор персонала. При отборе персонала ставится цель подобрать специалистов, обладающих определёнными знаниями, навыками и умениями, теми способностями, которые позволяют успешно выполнить должностные функции. Отбор решает 2 задачи: 1. позволяет кандидату познакомиться с ценностными ориентациями фирмы и сопоставить их с собственными, 2 сотрудникам службы управления персоналом отсеять тех кандидатов, ценностные ориентации которых могут негативно отразиться на субкультуре или доминирующей культуре организации.

2. Деятельность руководящего звена. На большинство вопросов, связанных с поведением работников, ответы дают менеджеры высшего уровня. Именно их высказывания, реакции и оценки позволяют человеку узнать: «Поощряется ли на данной фирме готовность поити на риск:», «на каких критериях основана система вознаграждения?» и др. Другими словами, и собственное поведение руководства фирмы, и его оценочные высказывания показывают какие формы поведения в организации наиболее предпочтительны.

3. Социализация. В контексте рассматриваемой проблемы под социализацией понимается процесс адаптации нового работника к условиям деятельности на новой фирме и её организационной культуре. Всегда принятый на вакансию человек должен ознакомиться со спецификой режима работы, с технологическими и иными процессами, с правилами и нормами поведения и взаимодействия с коллегами и руководством. Процесс социализации непосредственно влияет на желание работников ответственно, добросовестно работать на фирме, на его стремление к профессиональному росту.